Медиацентр

Специалисты ОАО «Кузбассгипрошахт» приняли участие в семинаре (конференции) по проектированию, геодезическому контролю и обследованию строительных конструкций зданий и сооружений с применением современных технологий

Семинар проходил 29 января 2020 года в главном корпусе Сибирского государственного индустриального университета в городе Новокузнецк.

На семинаре были затронуты очень актуальные темы расчета строительных конструкций с учетом бимоментов, уникальный опыт обследования и восстановления строительных конструкций после пожара на объекте повышенной опасности, особенности обследования фундаментов турбоагрегатов, а также современные и передовые методы геодезического контроля при строительстве и эксплуатации с помощью фотограмметрии и лазерного сканирования.

«Стесненное кручение. Бимоменты, изгибно-крутящие моменты и моменты свободного кручения»

Яковлев Сергей Кириллович директор ассоциации «СРО «Кузбасский проектно-научный центр» презентовал книгу «Стесненное кручение. Бимоменты, изгибно-крутящие моменты и момент

свободного кручения» и рассказал очень доступно, понятно о балках, в которых при расчете сечения нужно учитывать, не только нормальные напряжения, возникающие при изгибе, но и нормальные напряжения от действия бимомента (пара равных и противоположных изгибающих моментов). К таким балкам относятся балки, которые загружены неравномерной нагрузкой или расположены под углом - это подкрановые балки, прогоны и другие балочные конструкции. Пояснил такие понятия как центр изгиба (центр изгиба смещается от центральной оси туда где больше масса (вес) сечения), секториальный момент, момент свободного кручения, изгибно крутящий момент, полный крутящий момент. Обратил особое внимание, что в расчете нужно работать только с главными осями сечения и при построении эпюры секториальных координат принять правило знаков +Ѡiпри повороте радиуса вектора против часовой стрелки, -Ѡi при повороте радиуса вектора по часовой стрелки. Это важно соблюдать, чтобы сошлись проверки, которые нужно будет выполнить в конце расчета. Также в книге представлен расчет тормозной конструкции в двух вариантах: по уточненной методике, изложенной в книге и по приближенному расчету (приближенный расчет – это расчет который был предложен ранее в СНиП). В результате расчета выяснилось, что центр изгиба сечения тормозной конструкции не соответствует уточненной методике, тем самым искажена картина напряженно-деформированного состояния в сечении.

«Геодезический контроль при строительстве и эксплуатации ЗиС с применением современных технологий сбора данных»

Во второй теме семинара докладчик поделился опытом использования технологий фотограмметрии и лазерного сканирования при обследовании и строительстве зданий и сооружений. Для получения ортофотопланов использовался БПЛА квадрокоптер фирмы DJI Phantom 4 с дополнительно установленным приемником GPS сигнала. Технология получения облака точек рельефа местности и объектов строительства весьма проста, но имеет ряд особенностей и ограничений. Простота заключается в высокой степени автоматизации. С помощью специального ПО квадрокоптеру задается полетный план, и он в автоматическом режиме облетает необходимую площадь объекта, делает серию фотографии с заданным перекрытием. Для получения достаточно плотного облака точек и высокой точности необходима камера с высоким разрешением и большим размером сенсора. Технология отлично работает для поверхностей и площадей. Ограничением для применения этого способа получения данных служит погода (дождь, ветер). Также фотограмметрия плохо отрабатывает мелкие детали, например, линии электропередач и кабельные эстакады. Помимо этого, для обработки большого количества фотографий требуется достаточно мощное «железо», так как вычисления на ПК могут занимать часы.

Для обследования зданий и сооружений отлично себя зарекомендовала технология лазерного сканирования. По итогу обследования исполнитель получает практически исчерпывающую информацию об объекте. Круговые панорамы с точек стояния, виртуальный тур по объекту, возможность замера любых расстояний. Что исключает потребность в дополнительных выездах на объект.

«Обследование и восстановление поврежденных конструкций после пожара в главном корпусе Березовской ГРЭС»

Третья тема: обследование конструкций главного корпуса «Березовская ГРЭС» (Красноярский край) после пожара. Возгорание произошло в 2016г. в третьем энергоблоке на первом этаже здания. Мощность энергоблока 800МВт. Масса котла 6000 тонн, он опирается на колонны на отм. +106,000м. Максимальные опорные усилия в колонне 3,5 тыс. тонн. Из-за пожара в колоннах произошла текучесть металла в нижней части, что повлекло за собой их обрушение. В этой аварии обошлось без жертв, но нужно понимать, как важна огнестойкость конструкций или лучше в больших нестандартных конструкциях применять более огнестойкие материалы такие, как железобетон.

«Особенности обследования, расчета и оценки технического состояния фундаментов турбоагрегатов»

Четвертая тема: особенности фундаментов турбоагрегатов (обследование, расчет). Сложность в том, что фундаменты этих конструкций необходимо производить защиту от промасливания, что влияет на прочность бетона примерно на 1/3.

По итогу хочется отметить высокую важность и потребность в участии в подобных семинарах как для обмена опытом со специалистами в профессиональной среде, так и для получения актуальных сведений для прохождения экспертизы объектов.